Разговоры в спортзалах обычно несут в себе некоторую спортивную составляющую, но сегодня мне довелось принять участие в беседе мам. Они, прокачивая мышцы в попытках стать стройнее, разговаривали не о спортивном питании и тренировках, а — о своих детях. И вот, что я услышала.

Первая мама, хвастаясь, говорила о том, что ее ребенок очень устает в школе, а еще уроки, а еще танцы и пение, английский — дополнительно. Вторая отбила подачу немецким, рисованием и карате. Обе выглядели донельзя довольными тем, что так здорово загрузили своих детей. Я не могла не задать вопрос: «А не хотите детей научить работать в интернете, привить навыки кибербезопасности?» «Ой, нет!» — хором воскликнули мамочки. Они обе выключают компьютер и отбирают телефоны у детей. Чтобы они там не «сидели». Детям, к слову, 10-11 лет, тот самый возраст, когда даже слегка поздновато рассказывать о принципах работы компьютера. Многие дети уже программируют в этом возрасте, и ничего сложного в этом не видят. Я тоже не вижу в этом ничего сложного. Гораздо сложнее научить великовозрастного лба использовать макросы в программе Word: и только лишь потому, что родители его гипероберегали от влияния Интернета. Так научите же, родители! Но сами они не умеют, учиться не хотят, а у ребенка на это нет времени. Он — загружен.

Дети без детства

Всякий родитель имеет некие социальные амбиции и неудовлетворенные желания, которые обязательно должен реализовать ребенок. При этом ребенкины желания за ценности не воспринимаются. Еще в 80-х появился термин «перегруженные дети», и даже мультик такой был про мальчика, который пропал — «Следствие ведут колобки», не новый, а старый. В итоге выяснилось, что у мальчика было столько кружков, что даже тренированный сержант милиции не смог вынести такой режим. И мальчик сбежал.

Психолог Марина Мелия пишет, что в последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться «на обочине жизни».

«Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.

Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба — воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка — классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном — тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких «поваляться на травке» и «погонять с друзьями» не стоит и мечтать. «Расслабляться» будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов — чтобы совместить приятное с полезным.

Картинки по запросу перегруженные дети 2018

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе «офиса» встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы «проект» развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции — мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться — не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, что понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать».

Картинки по запросу перегруженные дети 2018

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике. Наши дети живут в автомобильных креслах, а не в игре. Их мамы и папы — мы — одновременно везде и нигде, что означает тотальный контроль при минимизации простых человеческих занятий, принятых у родителей и детей. Наша любовь подается как приз за достижения, а ругань — наказание за провал. В итоге мы имеем неуверенного, по факту ничего не достигшего ребенка, тревожного и невротичного. Но парадоксально то, что при всей этой занятости мы оберегаем детей от телефонов и компьютера. Почему? Мы говорим так:

«В наше время такого не было…

… и все было хорошо». Все верно — для 70-80 годов прошлого века, когда значимыми людьми были партсеки, прорабы и завмаги, а компьютеры казались странной идеей из будущего. Но сейчас-то, когда пора уже перестать отправлять детей толпами в экономисты-юристы-менеджеры? Нет, уверенные в незыблемости общества, родители стоят на своем и, воспитывая чадо в старосоветских традициях, напрочь лишают его преимуществ в жизни. «Ну вот я-то танцевала, а сейчас занимаю высокий пост и зарплата у меня хорошая!» — воскликнула одна мама. Возможно. Хотя что она подразумевает под «хорошей зарплатой»?

Работая в областной администрации (и смываясь на занятия спортом в середине дня), она чувствует некоторую стабильность и того же желает ребенку. Вторая мама уже пристроила своего ребенка в областную администрацию, и сама занимается делопроизводством в городской. Но невозможно пристраивать всех детей чиновников такими же чиновниками! Одна дама по образованию — учитель, вторая — инженер. Обе — не специалисты в управлении, а я, говорящая с ними журналистка, напротив — чиновник по образованию. Для моих собеседниц эта ситуация называется «как карта легла», для меня — явственный признак неработающей системы распределения кадров. И вот новость — федеральные проекты, призванные исправить перекосы. Под которые с неизбежностью попадают несчастные затанцованные, урисованные дети.

Картинки по запросу программы профстажировок

Родители, к несчастью, абсолютно неграмотны в этом вопросе. Они ничего не знают о давосских компетенциях, они не читают аналитику рынка труда, они не слышали о программе профстажировки.рф, World Skills и прочих изобретениях человечества, призванных помочь ребенку. Хотя бы с тем, чтобы он не учился на оператора абака, а изучал хотя бы Access, не писал программы на Бейсике, а осваивал Python. Но для того, чтобы развернуть перед дитятей простыню выбора, родитель сам должен быть компетентным. А у нас в голове все: «Прадед был бухгалтером, бабка была бухгалтером, я — бухгалтер, и ты, доченька, будешь». То, что при этом надо быть уже немного программистом, а также освоить еще примерно полудюжину специальностей, которые в наше время упали до состояния «профессиональные навыки»… в общем, об этом родители молчат.

Похожее изображениеКогда я сказала, что сейчас без IT — никуда, и, загоняя детей в кружки танцев с одновременным лишением их высоких технологий, родители неосознанно занижают им старт, одна из мам ответила: «Все у нас будет в порядке, а не то,ч то вы тут нам задвигаете». Возможно, она и права. Потому что у нас до сих пор устраивают по блату на работу, кумовство и знакомство играют роль большую, чем знания и опыт. Потому что принято жить как карта легла, а не так, как стоило бы, и уж тем более — не так, как хотелось бы. Урвали кусок, где попало, вот тебе и счастье.

Что делать и как быть

Не все родители такие. У некоторых загораются глаза, когда они слышат, что есть для ребенка масса возможностей, которые в их детстве попросту не существовали. Что есть профессии будущего — интересные, перспективные, востребованные. Что оператор дронов получает не только больше денег, чем менеджер, но еще и больше удовольствия. Что новые офисы Гугл, Мэйл и Яндекса — это не душные кабинетики с дружным коллективом доброжелательных змей. Что, оказывается, можно работать на Мальдивах, живя в свое удовольствие и не мучаясь проблемой: «Где достать деньги на отпуск?»

Похожее изображение
Все меняется, и меняется быстро. Дети наши меняются с миром, а мы вот — не успеваем. Так, может, вместо того, чтобы пихать наших детей в те кружки, которые мы ненавидели в детстве и в те институты, которые им не нужны, мы признаем: отстали. И попробуем восполнить пробел, несмотря на вечную занятость?

Хотя, есть и другой вариант: дед был менеджером, отец был менеджером, так и сын им будет — просто, солидно, понятно. А коньки и черный пояс по кудо так и будут пылиться на стене немым свидетельством титанических усилий родителей сделать из ребенка — Человека.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Введите ваше имя